Canon ef 40 f 2.8 stm фотографии. Фототочка

Я давно хотел купить себе объектив Canon 40mm. Но както всё не задавалось. То другие покупки важнее, то курс доллара резко взлетел. И так данное желание из хотелок обычных перешло в разряд хотелок «когданибудь».
Периодические попытки мониторинга ebay выдавали мне в лучшем случае бу стёкла, ценой от 150 долларов. И даже на фото было видно их не самое лучшее состояние. (а у некоторых даже фото не было)
Но когда тут на муське стали появляться обзоры на товары с Японии, я снова вспомнил что именно хочу купить. Да и мнение о том, что в Японии надо покупать фототехнику также сказалось. Поэтому после первого же обзора, я пошел шерстить японские магазины на предмет наличия заветного блинчика.
Через несколько вечеров разбирательства с сайтом, блинчик был найден причём по очень вкусным ценам. Первый вариант, который я нашел, был в магазине amazon.jp по цене 88$. По информации магазина состояние объектива было хорошее, полностью исправен. Я быстро внес 84$ на личный счёт и выкуп стекла и стал ждать.


Ждал полторы недели. Стекло на склад посредника ехало, ехало, ехало. Ехало почти полторы недели. Но так и не доехало. Уж не знаю, что там случилось. Может приехало разбитым. Или Япония такая большая, а срок доставки превысил все нормы. Но спустя полторы недели после покупки, мне пришло уведомление что деньги за покупку объектива были возвращены на мой личный счёт.
Вторая моя попытка купить объектив прошла более удачно. В этот раз я решил поискать на rakuten.co.jp. Цены тут были чуть дороже. Но за 102 доллара продавец обещал отличное состояние объектива. На фотографиях я также не смог найти никакого криминала. Поэтому снова внёс деньги на счёт посредника и оплатил заказ.
Через 4 дня стекло уже пришло на склад. И я отправил его тут же на упаковку и взвешивание. Доставку из Японии в Казахстан мне оценили в 12 долларов. И в общей сложности стекло мне вышло в 112 долларов. Что существенно дешевле предложений в оффлайне, и дешевле предложений на ebay.
Доставка с Японии до меня заняла 23 дня. На почте получил довольно большую посылку:


Внутри были обнаружены коробка с объективом и куча газет с японскими иероглифами:


Наличие коробки у БУ объектива уже радует:




Внутри объектив в плёнке и даже гарантийные бумажки и инструкция:


Состояние самого объектива идеальное. Если бы я не знал, что он БУ, я бы низачто не подумал об этом. Ни одной царапины, ни соринки, ни пылинки:












Качество изготовления у объективов Canon всегда на высоте. И обозреваемый блинчик не исключение. Несмотря на то, что он является бюджетным фиксом, в нём установлен современный беззвучный STM мотор, и металлический байонет.
Свойства объектива:


Подробнее можно и на фотоклубе.
Там же полно примеров и реальных отзывов. Собственно, по которым я и захотел заиметь данный объектив.
Блинчик я получил две недели назад. Уже немного успел протестировать, и даже сделать обзоры, в которых использовались фотографии, сделанные на этот объектив.
Использую его с моим основным и единственным фотоаппаратом Canon 60D. Вот так выглядит объектив на тушке:






В руках с этим объективом мой довольно немаленький фотоаппарат по размерам становится практически как беззеркалка. И это самое большее что мне нравится в этом объективе:




Выглядит почти так:


(эта фотография по любому бы появилась в коментах, поэтому я сразу добавил её в обзор)
На сегодня мой фотопарк:


Helios 44-M (больше для баловства ), Sigma DC 17-50 1:2.8 EX HSM (основной мой объектив) и теперь CANON EF 40 mm f/2.8 STM


Тестирование:
Объектив в первую очередь покупался для фотографирования предметки. И с этим у него вроде как всё в порядке. Он достаточно светосильный и резкий. Цветопередача натуральная. Примеры:
Выдержка 1/25 Диафрагма F8:


При желании легко получаем нормальное боке. Выдержка 1/25 Диафрагма F4:


Выдержка 1/25 Диафрагма F6.3:

Еще примеры:




Другие примеры, которые вы уже видели в предыдущих обзорах:









Также фото теста фокусировки:


Объектив порадовал меня довольно быстрой и точной фокусировкой. Помню был у меня полтинник Canon 1.8, который также радовал красивой картинкой. Но чтобы её получить, приходилось делать до 20 снимков одного и того же кадра. То недофокус, то перефокус, то смаз. У данного объектива подобные проблемы отсутствуют. Единственное что не понравилось, это отсутствие стабилизатора. И как результат, первые несколько дней часть снимков у меня были с смазами и шевеленкой, потому что снимаю как правило без штатива (штатив уже заказал, но еще не получил) Мой основной объектив Sigma 17-50 имеет отлично работающий стаб, и я с ним про подобные проблемы уже давно забыл. С блинчиком снова пришлось вспоминать правила снайпера, что при спуске затвора нужно затаить дыхание, прислушаться к сердцебиению и на ударе в пике нажимать спуск затвора, для получения того самого, самого лучшего, снимка.
Заключение:
Опыт покупки стекла из Японии для меня оказался очень удачным. Порадовала работа посредника. Порадовала скорость доставки. Порадовала цена на объектив. Он вышел хорошо дешевле чем на ebay или в оффлайне. А еще больше порадовало состояние объектива. Несмотря на отметку что он бу, состояние объектива как у нового.
Сам объектив также понравился. Во-первых он намного легче моего основного объектива Sigma, а во вторых делает хорошие по качеству снимки. Объектив чёткий, резкий и достаточно быстрый. Если взять за пример стоимость объектива, то за условные 100 баксов из новых, можно взять или что-то от YongNuo, но иметь проблемы с качеством. Или Canon 50MM 1.8 и иметь проблемы с всеми известными болячками полтинника.
На этом моя история покупки закончена. Я намеренно так говорю, потому что как обзор объектива, данная статья слабовата. И я это знаю. Да и на этот сороковник много других обзоров и примеров в сети. А я решил поделиться историей удачной покупки, ведь сайт - место, где люди обмениваются впечатлениями от покупок, сделанных в различных интернет-магазинах.
Для того чтобы иметь возможность покупать в Японских магазинах, я пользовался услугами сервиса посредника zenmarket.jp
При регистрации и вводе кода CDB9B78E на личный счёт дают 4 доллара. Не так много, но они позволяют компенсировать комиссию платежных систем при вводе денег на личный счёт. Планирую купить +17 Добавить в избранное Обзор понравился +59 +87

Я с нетерпением ждал на тест Canon EF 40/2.8 STM: испытываю привязанность и нежные чувства к объективам-блинчикам, да и Canon не часто балует новинками бережливых пользователей.

Текст: Владимир Дорофеев, www.vlador.com.

Canon EF 40/2.8 STM - первый «блин» в системе EOS, а рекомендованная производителем цена в 200 долларов США делает его 3м самым недорогим объективом в линейке Canon EF (после EF 50/1.8 II и EF 75-300/4-5.6 III). Объектив анонсировали 8 июня 2012 года одновременно с Canon EOS 650D.

Технические характеристики

Оптическая схема

Комплект поставки

Забавна разница в размерах коробок, в которых продаются Canon EF 40/2.8 STM и EF 50/1.8 II: новинка явно пытается сразу заявить о своей серьезности - объектив по размерам меньше, коробка - больше. Комплект поставки размерам коробки не соответствует: объектив, передняя и задняя крышки, стандартный набор бумажек - руководство и гарантийный талон. Бленда Canon ES-52 опциональна.

Коробки

Комплект

Качество материалов и изготовления, эргономика

Качество материалов никаких нареканий не вызывает. Пластик приятный, кольцо ручной фокусировки покрыто резиной, байонет металлический. Никаких люфтов, все собрано крепко.

Органы управления ограничены кольцом ручной фокусировки и переключателем режимов работы фокуса. Кольцо ручной фокусировки занимает передний срез объектива - удобное и логичное решение. Его легко находить не глядя, не боясь ткнуть пальцем в передний элемент: он очень невелик, видимая часть имеет диаметр всего19 мм.

Canon EF 40/2.8 STM использует «электронную ручную фокусировку», что традиционно для объективов-блинчиков недавней разработки: кольцо ручного фокуса не имеет механической связи с фокусирующими элементами, вращение кольца лишь дает сигнал мотору автофокуса на соответствующее перемещение элементов.

Вид спереди

Вид сзади

В приводе автофокуса Canon EF 40/2.8 STM используется новый для объективов компании шаговый моторчик (stepping motor), о чем ненавязчиво упоминается в названии объектива. Оставим в стороне заявления о «плавности, бесшумности и особой приспособленности таких приводов для режима видео»: основным аргументом в пользу такого решения видится возможная миниатюрность таких моторчиков и менее сложная механика привода фокусировки.

Передний элемент при фокусировке не вращается, но объектив меняет свои размеры, выдвигая оптический блок вперед на7 ммк положению минимальной дистанции фокусировки. Canon EF 40/2.8 STM фокусируется, перемещая все оптические элементы разом. Люфт выдвигающегося вперед «хоботка» практически отсутствует.

Canon EF 40/2.8 STM удобен и забавен: им удобно пользоваться, нареканий к эргономике нет, на фотоаппарате он выглядит забавно-непривычно.

Геометрические искажения

Canon EF 40/2.8 STM достойно прошел испытания, показав незначительную бочкообразную дисторсию в 0,7% - отличный результат. Особенно принимая во внимание тот факт, что геометрия для объективов «блинчиков» - тема больная и большинство из них склонны к повышенному уровню дисторсии.

Дисторсия

Разрешение и резкость

Этот показатель обычно более других (не считая качества материалов и изготовления) коррелирует с ценой объектива, именно поэтому так популярен EF 50/1.8 II - в целом компромиссная модель, но предлагающая очень неплохие резкостные характеристики.

Canon EF 40/2.8 STM приглянулся, поэтому к тестам разрешающей способности я приступал с опаской - - очень не хотелось разочароваться. Объектив не только не разочаровал, но и превзошел ожидания: все в полном порядке и Canon EF 40/2.8 позволяет без сомнений использовать его на всех рабочих значениях диафрагмы, включая полностью открытую.

Центр отличный на всех значениях диафрагмы, подбираясь к разрешающей способности матрицы Canon EOS 5D mark II на f/4 и f/5.6. Края и углы естественно отличаются, но не выходят за «очень хорошие» показатели даже на f/2.8.

Серьезный аргумент при выборе из 3х относительных конкурентов - героя обзора, Canon EF 50/1.8 II и Canon EF 35/2.0 - отличные показатели на диафрагме f/2.8 конечно не ликвидируют отставание в светосиле полностью, но серьезно его нивелируют - на f/2.8 и у полтинника, и у тридцатьпятки края и углы выглядят похуже.

В целом - убедительнейшие результаты без всякой оглядки на цену объектива. Canon EF 40/2,8 STM способен успешно конкурировать с намного более дорогими объективами.

Виньетирование на f/2.8

Виньетирование

Canon EF 40/2.8 STM ведет себя достаточно традиционно: виньетирование присутствует на всех значениях диафрагмы, выраженность эффекта снижается с прикрытием диафрагмы.

На полностью открытой затемнение по углам кадра достигает 2,7 ступеней, что откровенно не здорово, но мало отличается от показателей объективов-одноклассников. Уже к f/4.0 виньетирование снижается до относительно нераздражающего уровня в 1,1 ступени, присутствуя далее на приемлемых значениях в 0,9 - 0,7 степени.

Привод автофокуса

Фокусировка

STM моторчик по ощущениям и предпочтениям находится где-то посередине между USM-приводом и обычными микромотрами: по скорости автофокус явно уступает USM-приводам и сравним со скоростью автофокуса объективов с обычными приводами. Бесшумность STM-привода несколько преувеличена: он определенно тише обычного микромотора, однако звук работы присутствует и слышен.

Высказывается мнение, что Canon EF 40/2.8 STM медленнее конкурентов - EF 50/1.8 II и EF 35/2. Это не так: прогон от бесконечности к минимальной дистанции фокусировки занимает около 1 секунды. Думаю, что большая «плавность» процесса (по сравнению с резким и громким, например, у Canon EF 50/1.8 II) приводит к субъективному ощущению медленности. К цепкости, а главное - точности автофокуса претензий нет.

Тестируемый экземпляр не показал смещения точки фокусировки (focus shift) при изменении значения диафрагмы, отмеченного в нескольких обзорах. Ручная фокусировка возможна независимо от включенного режима, однако, в режиме автофокуса лишь при полунажатой кнопке спуска затвора/в режиме экспозамера.

Кольцо расположено максимально удобно для объектива такого размера. Ход плавный, почти 180 градусов достаточно для комфортной работы. Небольшая задержка в реакциях, присущая объективам с электронным ручным фокусом, присутствует.

ХА на f/2.8

Хроматические аберрации

Canon EF 40/2.8 STM откровенно порадовал. Я все ждал подвоха: отличная резкость, крайне небольшая дисторсия, некриминальное виньетирование - подспудно ожидал засады от объектива стоимостью 200 долларов. Но не разочаровал и тут: на полностью открытой диафрагме ширина хроматических аберраций на краях кадра составила 0,85 пикселя. В критических ситуациях ХА могут быть заметны, но показатель очень неплох.

На f/4.0 ширина составляет 0,75 пикселя

0,72 пикселя на f/5.6

0,85 пикселя на f/8.0

Окраска зон вне фокуса

Окраска зон вне фокуса

Не вызывает нареканий: некоторый уход в зелень/пурпур присутствует на f/2.8, но крайне незначительный. Уже на f/4.0 - никаких следов. Отличный результат.

Заключение

Добавьте к результатам тестов хорошую контрастность уже на полностью открытой диафрагме, уверенную работу в сложных условиях освещения (поймать артефакты практически невозможно независимо от расположения источника освещения даже без бленды), очень неплохую цветопередачу, крайне дружелюбный вес, габариты и цену - получается несомненно «честный» объектив.

Жалуются на несколько невнятное фокусное? Оно скорее непривычное, чем невнятное. С моей точки зрения (человека, «надломленного» полтинниками) - прекрасное фокусное «для всего» и на полнокадровых фотоаппаратах, и на APS-C моделях, где Canon EF 40/2.8 STM будет соответствовать64 мм. Честный объектив по исключительно привлекательной цене - готов смело рекомендовать. Думаю, что он заберет потенциальных покупателей у Canon EF 50/1.8 II, EF 35/2, да и у 50/1,4 появился серьезный конкурент.

Объектив Canon EF 40mm f/2.8 STM был анонсирован одновременно с камерой EOS 650D (Rebel T4i) и EF-S 18-135mm f/3.5-5.6 IS STM. В этих двух объективах Canon впервые применил технологию шагового привода автофокуса, о чем говорит маркировка STM – Silent Stepper Motor. Такой привод автофокуса позволяет бесшумно перефокусироваться во время съемки видео, и это одна из причин, по которой эта технология хорошо зарекомендовала себя в объективах для беззеркальных фотокамер. В теории, новый EF 40mm f/2.8 STM должен прекрасно взаимодействовать с гибридной системой автофокусировки, которой оснащены современные камеры Canon, как зеркальные (EOS 700D и миниатюрная 100D), так и беззеркальные (EOS M).

Выбор Canon такого фокусного расстояния для новинки кажется немного странным – действительно, в линейке уже представлены множество фиксов 35мм и 50мм, и фотографы привычны к этим фокусным. Но выбор этот оправдан. Во-первых, оптическая схема 40мм позволяет создать весьма компактный объектив для 35мм зеркальных фотокамер, таким образом Canon встает в ряд с такими выдающимися производителями оптики, как Olympus, Pentax и Voigtlander. Во-вторых, многие фотографы считают, что именно 40мм, а не 50мм, соответствуют углу человеческого зрения на полном кадре.

Этот 40мм объектив является самым компактным в истории Canon – всего 22 миллиметра толщиной, и совсем невесомый (130 грамм). Производитель следует современной «моде» на ультра-компактные фиксы – ведь они совершенно не отягощают пользователя своими размерами и, таким образом, фотограф чаще берет камеру с собой. Несмотря на компактность, производитель не стал упрощать оптическую схему и даже применил асферический элемент для борьбы с аберрациями. Canon использует 6 элементов в 5 группах, в то время как ближайший эквивалент, Pentax SMC DA 40mm F2.8 Limited, построен по принципу 5 элементов в 4 группах, но при этом корпус объектива от Pentax еще легче и компактнее.

Canon EF 40mm f/2.8 STM весьма недорог – всего £150 / $199, это второй по доступности объектив производителя. Всё бы ничего, но проблема заключается в том, что его ближайший конкурент EF 50mm f/1.8 II дешевле в два раза и светосильнее почти на целую ступень. Еще одна опция, пусть слегка более дорогая, – это широко известный EF 35mm f/2.0, один из первых объективов системы EOS.

Ниже мы опишем поведение объектива на полнокадровой камере и на кропнутой матрице формата APS-C.

Работа на матрицах с кроп-фактором 1.6х

Резкость Резкость на кропнутой матрице весьма впечатляет – объектив показывает весьма хорошие результаты уже на открытой диафрагме. Нет необходимости увеличивать диафрагменное число ради одной только резкости, однако вплоть до F11 и выше, где дифракция ухудшает качество картинки, к работе объектива не возникает вопросов
Хроматические аберрации Хроматика очень мала, лишь в углах кадра иногда можно заметить зеленые или пурпурные ореолы у контрастных объектов
Виньетирование Как всегда, при установке полнокадровых объективов на кропнутую матрицу, виньетка практически незаметна
Дисторсия Наличествует крайне незаметная невооруженным взглядом бочкообразная дисторсия

Работа на полнокадровых матрицах

Резкость Резкость очень высока и равномерна по всей площади кадра даже на диафрагме F2.8, и остается таковой вплоть до F11, где свою отрицательную роль начинает играть дифракция. Даже на диафрагме F22, если вам вдруг нужна глубина резкости, как на мыльнице, объектив выдает вполне приличный результат
Хроматические аберрации Аберрации очень малы – более того, мы с уверенностью заявляем, что они даже ниже, чем на кропнутой матрице
Виньетирование Яркость в углах падает на 1.7 стопа на диафрагме F2.8; это больше, чем тот же показатель у других, более светосильных, фиксов, закрытых до F2.8. Однако снижение яркости очень плавное, что делает его незаметным глазу наблюдателя
Дисторсия Всего 0,7% бочкообразной дисторсии на полном кадре – никаких серьезных показателей

На первый взгляд, объектив Canon EF 40mm f/2.8 довольно невзрачен, его малый размер и стоимость заставляет задумываться о том, чем решили пожертвовать в инженерии Canon в угоду этим качествам. Но стоит немного поснимать и изучить фото, сделанные данным объективом, как все сомнения как рукой снимает – это действительно очень качественный объектив. Основной недостаток – довольно малая, по сравнению с конкурентами, светосила, но это расплата за малые габариты – этот объектив практически незаметен в кофре фотографа!

На качество картинки здесь тоже грех жаловаться – резкость 40мм объектива весьма впечатляет даже на открытой диафрагме, не говоря уже о рабочем диапазоне F5.6 – F11. Хроматика и аберрации весьма малы. Небольшой недостаток - яркость в углах падает на 1.7 стопа на диафрагме F2.8; это больше, чем тот же показатель у других, более светосильных, фиксов, закрытых до F2.8. Но плавное снижение яркости делает его незаметным и позволяет легко скорректировать в фоторедакторе. К тому же, все зеркалки Canon могут убирать виньетирование автоматически при съемке в JPEG.

В полевых условиях Canon EF 40mm f/2.8 замечательно проявил себя. Он дает отличные результаты как на кропе, так и на полном кадре, и обладает достойным боке. Незащищенная передняя линза подразумевает, что объектив весьма подвержен засветке при слишком ярком свете в кадре, так что об это не стоит забывать во время съемки. К сожалению, в комплекте отсутствует бленда, но для борьбы с бликами всегда можно использовать стандартную резьбовую 55мм бленду.

Работа автофокуса и ручная фокусировка

Автофокус здесь не самый быстрый, возможно, из-за того, что двигается оптическая группа целиком, но при этом вполне тихий и плавный. Электронный шаговый мотор автофокуса работает без нареканий, гораздо лучше, чем механический привод в более дешевых моделях, таких как 50mm f/1.8 II. Следует помнить об одном нюансе – положение блока линз нельзя поменять, вращая кольцо фокусировки, если объектив снят с камере. Следите за тем, чтобы группа линз не выступала за габариты объектива, когда вы убираете его в сумку, ведь так легко можно повредить нежный механизм.

Одно из неоспоримых достоинств привода автофокуса STM – возможность тихо и плавно перефокусироваться при съемке видео, – особенно полезно на последних моделях зеркалок Canon, оснащенных тачскрином. Но, к сожалению, в теории здесь всё обстоит лучше, чем на практике – 40мм объектив при видеосъемке перефокусируется тихо, но не настолько уверенно, как новейший китовый объектив EF-S 18-55mm f/3.5-5.6 IS STM. Из-за медленного мотора автофокуса 40мм объектив не всегда корректно работает в связке с зеркалками Canon, оснащёнными гибридной системой автофокусировки – фокус слегка рыскает, прежде чем навестись точно на цель.

Многие фотографы будут удивлены таким выбором фокусного расстояния – 40мм это довольно нераспространенный показатель на полнокадровых камерах, как и 64мм эквивалентного фокусного на APS-C сенсорах. Не рискнем назвать EF 40mm f/2.8 STM идеальным универсальным объективом на кропе, и уж тем более не будем рекомендовать его как единственный объектив; зато как дополнение к китовому объективу он великолепен. 40мм на кропе можно использовать для плечевых портретов, а высокая, по сравнению с китовым объективом EF-S 18-55mm f/3.5-5.6 IS STM, светосила дает возможность при желании размывать задний план и снимать в условиях плохой освещённости.

На полном же кадре, наоборот, линза представляет собой замечательный универсальный объектив, при этом очень близкий, по убеждениям многих, по углу зрения к человеческому вгляду. В паре с камерами серии EOS 6D и 5D объектив образует замечательный тандем: сравнительно малая для фикса светосила компенсируется малошумящей матрицей полнокадровой камеры. Хотя, если вы любите снимать с минимальной глубиной резкости и всё свободное время посвящаете изучению рисунка боке, этот объектив не будет первым в вашем списке на покупку.

Встает вопрос – а конкурент ли 40мм объектив старшим моделям, таким как EF 50mm f/1.8 II , EF 35mm f/2 или более дорогому EF 50mm f/1.4 USM? Тестовые съемки в студии показали, что разница в картинке весьма умозрительна, и объективы ведут себя примерно одинаково на одних и тех же диафрагмах. И, следовательно, выбор здесь в основном зависит от цены, особенностей и размеров каждого из представленных объективов. Если на первом месте стоит компактность и не столь важна светосила – то выбор очевиден, это Canon EF 40mm f/2.8. Если же вам по душе акцентировать внимание зрителя на деталях за счет малой глубины резкости, то один из упомянутых выше полтинников отлично вам подойдет (однако фотографам с тонким художественным вкусом следует помнить, что младший 50мм объектив оснащен 5-лепестковой диафрагмой и в некоторых случаях дает в зоне нерезкости не самые красивые пятиугольники).

Заключение

Объектив Canon EF 40mm f/2.8 STM – тот случай, когда впечатляющая картинка мгновенно разрушает возникшее было из-за малой цены и размеров предубеждение. Для фотографов с камерами формата APS-C это стекло – отличное дополнение к китовому объективу, для пользователей полного кадра – замечательный универсальный объектив. Технология STM отлично работает, качество сборки тоже на высоте.

Воистину, рынок компактных светосильных фиксов переживает второе рождение в наше время, такие шедевры оптики, как Panasonic Lumix G 20mm F1.7 ASPH и Samsung NX 30mm F2, доказали, что качество картинки не всегда является жертвой компактности. Canon долго медлил, прежде чем выступить в этом сегменте, однако дебют получился впечатляющим - EF 40mm f/2.8 STM занимает видное место среди своих одноклассников.

Технические характеристики

Стоимость $199/£149/€199
Совместимые камеры 35мм зеркальные камеры
Фокусное расстояние 40мм
Эквивалентное фокусное расстояние (для камер формата APS-C) 64мм
Диагональный угол зрения (полный кадр/кроп-фактор 1.5) 56°/37°
Максимальная диафрагма F2.8
Минимальная диафрагма F22
Оптическая схема 6 элементов в 4 группах, 1 асферический элемент
Число лепестков диафрагмы 7, скруглённые
МДФ 0,3м
Максимальное увеличение 0,18х
Тип автофокуса STM, Silent Stepper Motor, с возможностью ручной дофокусировки
Стабилизатор изображения отсутствует
Размер резьбы под фильтры 52мм, не вращается при фокусировке
Комплект поставки передняя и задняя крышки; опционально бленда ES-52
Вес 130 г
Размеры 68мм*22мм
Байонет Canon EF

Canon EF 40mm f/2.8 STM — один из первых объективов компании Canon с необычной технологией шагового двигателя ‘STM’. STM ST epper M otor — шаговый двигатель или шаговый мотор фокусировки. STM должен был улучшить качество фокусировки при съемке видео, особенное внимание уделяют плавности фокусировки. Фокусировка действительно ровная и плавная. На мое удивление, STM в объективе Canon EF 40mm f/2.8 шумит. Уровень шума незначительный, но все же его легко услышать. Заявлено, что STM — это специальная технология, которая позволяет получить бесшумную фокусировку, которая очень важна при съемке видео, на деле это не совсем соответствует действительности.

У объектива имеется переключатель режима фокусировки AF/MF. В автоматическом режиме AF доступна мгновенная ручная поправка фокусировки. Кольцо фокусировки Canon EF 40mm f/2.8 STM непрорезиненное и не связано с системой фокусировки механически. Объектив использует электромеханическую ручную фокусировку (в западной литературе electronically-driven). Это означает, что в ручном режиме фокусировки MF объектив можно сфокусировать только на камере.

Мне это показалось достаточно странным:

  1. У Canon EF 40mm f/2.8 STM удлиняется хобот при фокусировке. На отсоединенном объективе нельзя вручную спрятать хобот объектива. В снятом положении, либо на выключенной камере кольцо фокусировки объектива фокусировку не производит:)
  2. Существует микроскопический лаг кольца фокусировки (задержка реакции) при вращении кольца в одну и другую сторону.
  3. Скорость ручной фокусировки напрямую зависит от системы STM, а не от быстроты движений рук фотографа:).
  4. В режиме ручной фокусировки система STM гудит заметно громче, нежели в режиме AF. Также шум имеет другой характер, когда вращаешь кольцо фокусировки у Canon EF 40mm f/2.8 STM, он гудит как трансформатор:)
  5. В ручном режиме объектив потребляет энергию камеры, так как механически кольцо фокусировки не связанно с линзоблоком, и для его перемещения все равно используется электропривод.
  6. В автоматическом режиме фокусировки ручная поправка фокусировки доступна только в определенных режима фокусировки камеры (на моем — One Shot, Ai Focus) и только при нажатой кнопке фокусировки на камере. Фактически, из-за того, что ручную поправку фокусировки можно вносить только когда наполовину нажата кнопка спуска затвора , говорить про постоянную возможность ручной поправки фокуса просто нельзя. Вся эта канитель с фокусировкой немного портит впечатления от объектива.
  7. Система STM может раскрыть весь свой потенциал только на камерах с гибридной системой фокусировки. Когда я писал данный обзор, только , и имели специально разработанные сенсоры для улучшенной фокусировки при съемке видео.
  8. У объектива нет шкалы дистанции фокусировки, мелочь, но все же.

При фокусировке передняя линза не вращается. Скорость фокусировки выше средней, но я никак не могу сказать, что она высокая. Если медленно вращать ‘электронное’ кольцо фокусировки, то его шаг составит 360 градусов. Минимальная дистанция фокусировки составляет всего 30см, при этом можно получать макро снимки с увеличением 1:5.5. По большому счету, надпись ‘Macro 0.3m/0.98ft’ на объективе просто говорит про МДФ, а не про настоящую возможность макросъемки. Canon Lens EF 40mm 1:2.8 STM использует диафрагму с 7-ю лепестками.

Так выглядит объектив на ЦЗК Canon EOS . Объектив с максимально высунутым хоботом, сфокусированном на МДФ

Объектив Canon EF 40mm f/2.8 STM называют ‘блинчиком’ (или ‘Pancake’), он очень маленький и легкий. Самое удивительное, что этот малыш подходит для полноформатных ‘толстых’ камер. Весит объектив всего 130 грамм и использует стандартный диаметр для светофильтров на 52мм. У объектива отсутствует крепление под современную «защелкивающуюся» бленду, поэтому можно установить только бленду, которая вкручивается в резьбу под светофильтр. Canon EF 40mm f/2.8 STM изготовлен в Малайзии, выпускать объектив начали летом 2012 года. Сборка хорошая — корпус объектива изготовлен из пластика с металлическим байонетом . Впечатления от Canon EF 40mm f/2.8 STM намного приятней, чем от , но хуче, чем от .

Canon EF 40mm f/2.8 STM имеет не очень большую F/2.8. Например, F/2.8 всего в 1.56 раза лучше F/3.5 у ‘штатных’ недорогих зумов. При использовании на полноформатных камерах Canon EF 40mm f/2.8 STM может служить штатным фиксом. На кропе Canon APS-C 1.6X ЭФР объектива становится равным 64мм. Насколько удобно будет использовать такое ЭФР каждый решает для себя. ЭФР и неплохое боке на кропнутых камерах позволяет снимать портреты. На мой взгляд, для кропнутых камер в качестве штатного фикс объектива куда больше подходит , но и цена у него в несколько раз больше. Также у Canon есть патенты на 4 подобных объектива-блинчика с фокусными расстояниями 45, 39 (40), 35, 28мм и максимальной F/2.8. Интересно, почему было решено выпускать именно 40-мм фиксы?

Canon EF 40mm f/2.8 STM всего лишь чуть-чуть больше своей задней крышки

Важнейший вопрос в жизни любого фотографа выбор одного объектива на все случаи жизни. Пресловутый штатник! Кто он?
Объектив обладающий параметрами человеческого глаза с правильной перспективой, универсальным углом обзора, безупречной работой на всех дистанциях и диафрагмах, сопоставимым соотношение "центр-край", с резкой картинкой и при этом маленький.
Гуляя по просторам Интернета мне попались несколько обзоров, ссылки на которые можно найти в конце статьи. Оговорюсь, что уже несколько лет снимаю исключительно камерой и оптикой Leica. Зацепило мнение в одном из обзоров, что данный субъект может быть оценен леечниками. Мне стало интересно, так как в арсенале без дела лежит коробка Canon EOS 5D Mark II с L-линзами под видео.

Знакомьтесь, с гордость представляю Canon EF 40mm f/2.8 STM.
Маленький и резкий, со своим характером рисунка и главное, по цене светофильтра в 175$.

Но обо всём по порядку...

Технические характеристики:
Угол поля зрения (по горизонтали, по вертикали, по диагонали) 49º, 34º,57º
Конструкция объектива (элементы/группы) 6/4 (схема Planar)
Число лепестков диафрагмы 7 лепестков
Минимальная диафрагма 22
Минимальная дистанция фокусировки (м) 0.3
Максимальное увеличение (x) 0.18
Стабилизатор изображения - нет
Привод автофокусировки STM
Водо-/пыленепроницаемый корпус - нет
Диаметр фильтра (мм) 52mm
Крепление байонета металл
Максимальные диаметр x длина (мм): 68,2 х 22,8 мм
Вес (г) 130 г

Как видит человеческий глаз? Ну, для начала мы смотрим двумя глазами. У нас есть центральное и периферическое зрение. Глаз - это линза, видит мозг. Для меня первоочередной вопрос это выбор фокусного расстояния. Переработав, полученную за 20 лет информацию, скажу что для кадра 24x36 мм это фокусное расстояние 43,27 мм. Почему же тогда полтинник? Исторически так сложилось. До 60-х годов XX столетия массовое изготовление линз без виньетирования края и потери разрешения по периферии было затруднительно. Было дешевле делать 50, вместо 40. А после 60-х - это было уже связано с работой зеркала, захвативших рынок SLR. Но разработки прототипа камеры с кадром 24x36 мм и штатным объективом в 40 мм велись Оскаром Барнаком вплоть до 1918 года....

Объектив маленький, я бы даже сказал очень маленький. Собран на совесть, добротно. Производство Малайзия. Маленькое кольцо сервопривода фокусировки лежит аккурат над пальцем, чем-то напоминая работу с фокусом в Leica M-системы. Подводки фокуса можно делать не переходя в мануальный режим. Чистого механического манула нет. Ручная фокусировка - сервопривод с пошаговой фокусировкой в новой системе STM (под работу в режиме видео). Автофокус тихий и быстрый. Никаких затруднений в условиях недостаточной освещенности я не ощутил, а в абсолютной темноте я не снимал. Объектив тестировал с камерой Canon EOS 5D Mark II. Везде открытая дыра, что априори не даёт лучшие показатели картинки. Посмотрим...

Начнем с портрета - самого распространенного жанра в фотографии.

Фото №1.

Все тестовые фотографии есть в версии с высоком разрешении. Для просмотра в высоком разрешении кликните по картинке. Не забудьте нажать на плюсик по фотографии, открывшейся в новом окне. :)


100% кпроп фотографии 47,55 x 31,7 см (5616 x 3744 px).


Карточка не шарпилась в фотошопе, Grayscale RAW конвертера.

Фото №2.
Параметры съемки: f/2.8, 1/40s, ISO 320, RAW.


Хорошо держит плоскость резкости (обе руки и лицо). Центр-край работает отлично!

Фото №3.


Минимальна дистанция фокусировки 30 см. На открытой дыре мизерная глубина резкости. Потрясающие эффекты и настроение!

Фото №4.
Параметры съемки: f/2.8, 1/80s, ISO 100, RAW, штатив.


40 мм позволяют работать в интерьере. Настроение открытой дыры можно и нужно эксплуатировать и здесь. Совет: при нехватке угла обзора снимите двумя кадрами под сшивку в фотошопе.

Фото №6.
Параметры съемки: f/2.8, 1/80s, ISO 100, RAW.


Я полюблю крупные планы, текстуры, фактуры, абстракцию. С блинчиком хорошо, можно с 30 см. На так любимом мною Leica 35mm f/1.4 Summilux-M ASPH. только с 70 см.

Ч/б фотографии мой приоритет. Так думает Leica. А что же цвет?

Фото №7.
Параметры съемки: f/2.8, 1/40s, ISO 160, RAW.


Как говорят художники - здесь килограммы цвета... Очень гармоничная передача монохрома в цвете.

Фото №8.
Параметры съемки: f/2.8, 1/125s, ISO 100, RAW.


Очень важный нюанс не только малый вес, но то что объектив очень короткий. Баланс по сути дела одной коробки Марка. Зазвонил телефон. Впервые в жизни снимал камерой SLR одной рукой. Вес объектива 130 г и Марк 810 г. В данном случае было даже преимущество перед Leica M, камерой только с ручной фокусировкой - автофокус...) Я подходил тихонько ближе. А птички то чуть-чуть подходили, то отходили, что требовало очень точной фокусировки на открытой дыре. И тем не мение, удалось одной рукой держать телефон, а второй продолжать съемку.

Фото №9.
Параметры съемки: f/2.8, 1/60s, ISO 100, RAW.


Как серьезный фотограф скажу просто, что без котейки обзор был бы не полным.)))

Фото №10.
Параметры съемки: f/3.5, 1/50s, ISO 100, RAW.


Линза обладает отличным микро-контрастом и разрешением. Общий контраст в цифре удел графического редактора в постпродакшн.

Фото №11.
Параметры съемки: f/8, 1/125s, ISO 100, RAW.


Чисто технический кадр на 8-ке (диафрагма). Объектив четко кроет пространство. Когда вам будет надо - всё будет резким. Это понадобиться при съемке пейзажей, архитектуры, в отдельных видах репортажа и прикладнине.

Отдельно хочу сказать о репродуцировании. Очень высокий потенциал: идеальная геометрия, отличная резкость, классные показатели "центр-край". В обзоре нет примера, так как пересъём газеты не репродукция.

Зона фокусировки слегка плавающая и на полностью открытой дыре дает "фронт" на миллиметры. Такое я видел в чужих обзорах (см. ссылки ниже). В моем объективе проблем на тему "фронт-бэк" с Canon EOS 5D Mark II нет.

Полезные ссылки из моих закладок на тему Canon EF 40mm f/2.8 STM.
Выражаю благодарность коллегам - авторам статей и тестов.
http://www.kenrockwell.com/canon/lenses/40mm-stm.htm
http://talktog.wordpress.com/2012/08/13/lens-review-canon-ef-40mm-f2-8-stm/
http://www.thephoblographer.com/2012/11/26/review-canon-ef-40mm-f2-8-stm/
http://www.the-digital-picture.com/Reviews/Canon-EF-40mm-f-2.8-STM-Pancake-Lens-Review.aspx

Клевый сайт с техническими тестами on-line с другими объективами:
http://lenstests.com/reviews/canon-ef-40mm-f2.8-stm

Важная информация по серийным номерам объективов со старой прошивкой (были проблемы с работой автофокуса на отдельных объективах).
Рекомендую до покупки ознакомиться с информацией на официальном сайте USA Canon.

Резюме:
Canon EF 40mm f/2.8 STM один из самых из самых невероятных в линейке Canon.
Резкий, точный, умный, красивый, маленький, легкий и невероятно дешевый.
Второго такого у Canon просто нет.

Статья адресована любителям и начинающим фотографам. Ребята, не бойтесь недорогой техники - бойтесь эксплуатировать ее неграмотно, не бойтесь маленьких бюджетов - бойтесь скучных сюжетов. Если я что-то упустил или у вас есть вопросы пишите в комментарии, я отвечу.

В завершении, отдельные слова благодарности моим друзьям и фотографам: Александру Стринадко, Руслану Измайлову и Василию Микулину за обмен информацией, предоставление мест для съемок, мотивацию и неподдельный интерес к фотографии!

p.s. Я официально прощаю компании Canon за трехлетнюю задержку прошивки под видео для моего Canon EOS 5D Mark II. Блинчиком порадовали! Ведь можете, когда хотите...)))


All rights reserved 2013 Yaroslav Bozhkov
Статья целиком или ее части (тексты, фотографии) не могут быть воспроизведены, растиражированы на любых носителях (электронные, бумажные, фотокопии) без письменного разрешения автора.

Поделиться